Китайский чай. Возникновение и развитие чайной культуры в Китае.

Заметки

«Чай возвышает вкус и помогает достичь утонченности воли»

Лю Чжень Лян, даосский философ

Родиной чая, бесспорно, является Китай. Тысячи лет китайцы собирали и обрабатывали листья чайного дерева Camellia sinensis, разработали целую систему знаний по его выращиванию. Китайский чай был напитком императоров и простых крестьян. Тысячи лет чай обжаривали, кипятили, пропаривали, смешивали, вымачивали, использовали как лекарственное средство и просто пили как освежающий напиток.

Открытие чая приписывают мифическому китайскому императору Шень Нуну, который правил около 2700 лет до нашей эры. Император считается отцом китайской медицины и божественным землепашцем. Он пробовал разные виды растений и обучал китайцев использовать их полезные свойства. По преданию Шень Нун имел змеиное тело, человеческое лицо на бычьей голове, нос тигра и живот из прозрачного нефрита.

Существует две легенды о том, как Шень Нун открыл чай. Однажды император попробовал на вкус очередное растение и сильно отравился. Он поискал на земле лекарство и случайно заметил листья, облетевшие с кустов. Листья были ароматными, но горькими на вкус. Вскоре он почувствовал себя бодрым и полным сил. Позднее Шень Нун всегда использовал чайные листья как противоядие, которые жевал после всех испробованных им новых трав. Другой вариант легенды повествует о чайных листьях случайно упавших в котелок с кипящей водой. Отдыхающий под деревом Шень Нун заметил, что вода в котелке стала золотистого цвета. Император попробовал новый напиток, ощутил бодрость и был поражен необычным сочетанием вкуса и аромата.

Другая легенда связана с именем буддийского монаха Бодхихармы. По преданию монах дал обед молиться в течение семи лет во славу Будды не смыкая глаз, но уснул на пятом году медитации. Проснувшись, монах в гневе отрезал себе веки и бросил их на землю. Там где они упали, выросли два чайных дерева.

Уже во времена династии Хань (206 г до н.э -221 н.э) китайцы изучали свойства чая, особенности его выращивания и переработки диких чайных листьев. В период Троецарствия (правления трех царств Вэй, У и Шу 221-277гг.) чай заменил вино на пирах. Сначала чай пили в основном в юго-западной части страны, в районе современной провинции Сычуань и только к V веке после объединения Китая обычай пить чай укоренился на севере и на Тибете.

В начале эпохи Тан (618-907гг.) чай считался едой и лекарством, и только позднее стал известен как напиток. Подобно крестьянам, буддийские и даосские монахи в монастырях начинают выращивать чай. К чаю относились как к чудесному снадобью, питающему жизнь.

Лю ЮйТрадиция чаепития получила свое дальнейшее развитие благодаря мудрецу Лю Юю. (733-804 гг.), который почитается в Китае одним из трех чайных Божеств Ча Шэнь. Лю Юй был усыновлен младенцем и воспитан буддийскими монахами монастыря Лунгай. 10 лет мальчика готовили стать монахом, он учил иероглифы, много читал, медитировал и даже обучался приготовлению чая, но в 12 лет сбежал из монастыря с группой бродячих артистов и много странствовал.

В 21 год Лю Юй решил посвятить себя изучению чая. Поселившись отшельником в горах Ба Шань, Лю Юй начал писать «Канон чая» (Ча Цзинь). Трехтомный труд включает в себя все знания о чае, накопленные до Танской эпохи, а также опыт самого ученого. Лю Юй описал последовательность чайной церемонии включающей в себя 27 предметов, нашел около семи тысяч символов, которые наиболее полно передавали божественность и таинственность чая. В 778 году спустя 26 лет Лю Юй завершил «Канон чая». Слух о книге распространился за пределы Китая. Однажды мусульманский посол прибыл ко двору императора династии Тан и предложил 1000 коней за «Чайный канон». Император не знал о существовании книги и долго искал экземпляр. Позднее трактат о чае был переведен на многие языки, а император предложил Лю Юю высокую должность при дворе. Но Лю Юй отказался, сказав, что останется вольным человеком и посвятит свою жизнь изучению чая.

Золотой век чая наступил при династии Сун (960-1279 гг.) Меняются способы производства чая, развивается гончарное мастерство. После сбора сырья, сопровождающегося боем барабанов или кимвал, чай быстро пропаривали, затем высушивали и прессовали. Пирог из высокосортного чая оценивался по цене золота, а чай из самого отборного сырья для подношения императору считался бесценным. При дворе складывается традиция чайной церемонии. На императорские чаепития приглашались поэты, художники, лучшие каллиграфы и именитые государственные деятели.

В это время в провинции Фуцзянь, где в основном производился прессованный белый чай, чаеводы начали традицию «чайных соревнований». Лучший китайский чай, представленный фермерами, отправлялся императору.

Позднее эта традиция была заимствована знатью и «чайные соревнования» устраивались при дворе. Чиновники, мыслители и даже императоры соревновались за звание лучшего чайного мастера.

Участники проходили несколько этапов приготовления чая. Среди сортов предпочтение отдавали прессованному пирогу белого чая. Император Хуэй Цзун выделил основные критерии качества чайного пирога: по цвету, качеству сырья, пирог также должен быть туго спрессованным и издавать сухой треск при разламывании. Листья, завернутые в бумагу, измельчали в порошок при помощи рукояти ножа и просеивали. Для кипячения воды использовались чайники с узким горлом. На определенной стадии кипячения, определяющиеся шумом, воду переливали в широкий глиняный сосуд. Следующим этапом было приготовление вязкой смеси из порошка и воды. Самым сложным для участников считалось определение правильной пропорции смеси и воды, быстрое добавления кипятка и перемешивание чая бамбуковой палочкой. Лучшим считался чай молочно-белого цвета с пеной, которая сохранялась дольше. Самой популярной посудой для чаепития считалась черноглазированная чаша с ниспадающими линиями под названием “Tuhao” или «заячий мех».

В эпоху династии Мин (1368-1644 гг.) мастера начали уделять внимание новым способам обработки чая без потери его качества. Были изобретены новые способы изготовления жароупорных керамических чайников. С 1391 года прессованный чай пуэр входит в запрет и только рассыпной крупнолистовой чай считается разрешенным в качестве подношения императорскому двору. Запрет на чайные пироги способствует культивированию новых сортов чая. В это время развивается производство улуновзеленогобелого и позднее красного чая.

Большим ценителем чая был, правивший в эпоху Цин (1644-1912), император Цянь Лун (1736-1796гг.), который «ни дня не мог обойтись без чая». Путешествуя по стране, Цянь Лун занимался изучением чая, посуды, качества воды и всячески поддерживал развитие чайного искусства в Китае.

Многие века продажа китайского чая за пределы страны была запрещена. В начале 19 века чайная культура Китая приходит в упадок. В большей части это произошло из-за войны с британцами (1840-1842гг.), западного вмешательства и распространения опиума среди китайского населения. Развитие чайной культуры после этих событий затихло на многие годы. Китайцы на тот момент были не в состоянии конкурировать с массовым производством индийского черного чая и чай из Ассама и Дарджилинга становиться самым популярным в мире.

В настоящее время культура чая в Китае, пережившая расцвет и упадок, вновь на пике своего развития. Еще никогда в китайской чайной истории не было такого множества сортов чая.

В 1980 году в Тайпее был основан институт чая Лю Юя, где люди со всего мира обучаются чайному мастерству. В институте изучаются новые виды чая, разрабатывается новое оборудование для его производства, дизайн новой чайной посуды, систематизируются все знания накопленные в этой области. Филиалы института открыты в Пекине, Чэнду и Шанхае. Как и прежде китайский чай считается достоянием Поднебесной, является источником благотворной энергии, лучшим средством, способствующим здоровью, долголетию и просто всеми любимым напитком.

Оцените статью
Добавить комментарий